Афоризмы | 35 - Мой тренерский опыт ( статья )
МОЙ ТРЕНЕРСКИЙ ОПЫТ Опубликовано – 29,01,16г
Автор : Кулешов В.П.
Задача статьи, расставить ориентиры, буйки к которым нужно стремиться или за которые нельзя заплывать.
Трактовка большинства спортивных терминов используемых в статье – авторская.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ : ( 12 )
1. СПОРТ – Наука, Результат, Политика, Деньги.
ФИЗКУЛЬТУРА – это Здоровье, Долголетие, Качество жизни, Общение.
2. Физическая нагрузка рекомендуется : Женщинам – Настоятельно ; Мужчинам – Обязательно.
3. В Спорте за последние 50-лет Шесть Крупных Открытий : 1. Лыжи – Коньковый ход,
2. Бокс– Маятник (Тайсон), 3. Высота– Ф.Флоп /ц.т. под планкой/ 4. Шест– Техника на гибком шесте
5. Толкание ядра – Метод Кругового Маха Барышников, 6. Бег – 800м ( Юрий Борзаковский, а это
обратная последовательность энерго– обеспечения бегуна, во время бега от аэробного к анаэробному)
4. ТРЕНЕР – это система упражнений строго направленного воздействия /кумулятивный эффект/, плюс
строгий контроль за нагрузкой по всем разделам и восстановлением.
5. По какому предмету в школе нет учебника– по физкультуре, за ненадобностью или не могут написать.
6. Три профессиональных уровня : 1. Массовик Затейник– как правило, преподаватель физкультуры,
начинающий тренер, может удержать класс, группу; хорошо если интересно, чем бы не занимались,
главное, чтоб двигались. 2. Тренер– преподаватель : Может и учит основным двигательным навыкам:
бег- прыжки- метания- лыжи- коньки- плавание и т.д., даёт знания здорового образа жизни
3. Тренер высших спортивных достижений: знания функциональной, скоростно-силовой, технической,
тактической и т.д.
7. Спортсмены – даже получив специальное образование, чаще так и остаются спортсменами,
не став тренером.
8. Как все науки можно привести к общему знаменателю – через математику,
так все виды спорта можно привести к общему знаменателю – через лёгкую атлетику
9. Как правило, тренер по игровым видам спорта знает два раздела теории Физ. Воспитания техника и
тактика своего вида и одно упражнение на координацию : бег спиной. При этом владеет большим
количеством разно-векторных, разнонаправленных упражнений, критерием же у них является кол-во
комбинаций. Исключение – наш великий хоккейный тренер Тарасов, единственный у кого всё и
всегда правильно. / любая кино-нарезка /
10. Все чемпионы мира в игровых видах спорта базируются на первом разряде в лёгкой атлетике. Из
фильма о Пеле : бежит 100м- 10,8, в тренировке использует бег с барьерами, метание копья. Вопросы
на засыпку любому тренеру по футболу :1.Что общего в метании копья и ударе ногой по мячу; поэтому
Д. Бекхем пасует так далеко и так точно, а наши, как начал удар ягодичной мышцей, ей и закончил,
пас на 10м ошибка 20-30 градусов. 2.Что такое скорость? Если знали, не давали бы такие упражнения,
как топтание на месте или между отметками. /ответы ниже/ При этом Пеле и наш Стрельцов – игра
обоих размашистая на большой амплитуде, качали своих и чужих. Аршавин – талантливый игрок,
захлёбывается частотой, заблокирован тазобедренный сустав, отсюда колебания корпуса, поэтому
следующее тех.-действие, после того как корпус вернётся.
11. В боксе : любители-3рауна, профи-15 /перевести на л/атлетику любители спринт-20м, профи-100м/
такого нет ни в одном виде спорта. Темп боя молодого Тайсона, с 1 по 15 раунд – ураган, Кличко
в 4 раунде встаёт на четвереньки от бессилия. / Роль функциональной подготовки /
12. Задачи Спорткомитета :
1. Обеспечить приоритет нашим национальным видам спорта, с учётом традиций и сложившейся
системы подготовки : У нас волейбол – у них баскетбол ; у нас русский бильярд – у них пул и т.д.
2. Срочно решать кадровую проблему, в 90 годы ведущие тренеры уехали за границу, детские тренеры
массово ушли в бизнес, произошёл разрыв поколений – отсюда низкое качество специалистов,
плюс правительство решило добить отрасль – сняв надбавку с детских тренеров за педагогический
стаж. Спрашивается, а каких результатов вы ждёте от менеджеров.
P.S. : Спортивные звания даются тренеру за заслуги (то есть, за места на пьедестале его учеников),
а не за знания.
2. ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ КАЖДОМУ ТРЕНЕРУ : ( 16 )
1. Принципиально разные тренерские задачи : стать специалистом или любой ценой подготовить чемпиона
2. Хороший тренер знает, что делать и как делать, но главным здесь является третий компонент– источник
энергии. Без его учёта тренировка превращается в бесконтрольный процесс гадания на кофейной гуще.
3. Первостепенная задача детского тренера в любом виде спорта, увеличить систолический объём сердца,
это фундамент будущих побед и гарантия спортивного долголетия.
4. Тренировка – это строительство тела под будущую специфику нагрузки, при этом обязательно учитывать
положительный или отрицательный перенос двигательного навыка.
/ трение качение : вело- коньки- лыжи. Плавание – изокинетический режим /
5. Самым важным, из всех физических качеств, для большинства видов спорта – является скорость.
6. Количество повторений гарантирует рост результатов только в детском возрасте.
7. Техника – всего лишь средство раскрытия возможностей спортсмена.
8. Сам факт пребывания на спортивном объекте, не гарантирует рост результатов и укрепление здоровья.
9. За тренировки на асфальте лишать диплома. / Кроме спортивной ходьбы / В 50е – 60е годы, девочки
массово играли на асфальте в классики, скакали на скакалке ; теперь массово мучаются спиной.
10. Травма – это случайность, глупость спортсмена или методические просчёты тренера.
11. Тренера по волейболу, скрыто калечат, не подготовив позвоночник к специфике нагрузки.
12. Тренера по гандболу, баскетболу, Б/теннису, скрыто калечат коленный, тазобедренный сустав, не
подготовив его к специфике нагрузки. Но так как между занятиями спортом и операцией по замене
сустава проходит примерно 30-35 лет, мало кто увязывает эти события между собой.
13. При покупке автомобиля, главным критерием является объём двигателя, тренера по игровым видам
спорта, мощность энергоустановки спортсмена практически не учитывают. / Раздел 5 /
14. Человек не чувствует : как растёт, стареет, слабеет, спивается / Роль контрольных нормативов /
15. Главным условием, помимо золотого упражнения для конкретного вида спорта, если оно найдено,
является – методика, система и регулярность, наложенные на природные данные спортсмена.
16. Исходя из этого, вопрос бегать спринтерам кроссы или не бегать, и в каком объёме, зависит от
индивидуальных особенностей спортсмена, разряда, периода подготовки, также как и питание, которое
должно быть разнообразным, а организм сам возьмёт, что ему необходимо и в нужном количестве.
3. МЕЛИЦИНСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ : ( 10 )
1. ВРАЧ – специалист по болезням, ТРЕНЕР – в том числе должен быть и специалистом по здоровью
Отсюда логистика : Врач – болит, не болит; Тренер – работает, не работает.
2. Лицо – это экран, на который проецируется не только биологический возраст человека /и его разница
с паспортным/ но видны и отголоски всех процессов, происходящих внутри организма. Многие из них
можно отследить без сдачи дорогостоящих анализов, по цвету лица, состоянии кожи, наличии прыщей,
морщин, цвету языка, роговицы глаза и т.д.
3. Сауна – тонизирует, баня – расслабляет, контрастный душ – игра капилляров. Раньше считалось, что
прыгнув из бани в снег, водоём, человек тонизирует и восстанавливает нервную систему, но оказалось,
что при этом повышается и уровень тестостерона. / Естественный допинг /
Наша народная традиция – гарантия « Сибирского здоровья »
4. Многомерность сообщающихся сосудов организма : лимфа-моча-кровь-сперма-слюна-слеза. Где
лимфа– это помойное ведро куда сбрасываются все шлаки. Когда ведро переполняется, то шлаки
разносятся по всему организму, складируются. Как чистить лимфу ? /раздел № 34 Функ. физзарядка/
5. ЗДОРОВЬЕ это : - количество капилляров на единицу сечения мышечной ткани
- чистые сосуды с прочными стенками
- большой систолический объём сердца /разовый выброс/ - низкий пульс в покое
Мощный мужской торс - это красота, ничего общего со здоровьем. От недостатка силы и гибкости,
инфаркты и инсульты не случаются, то есть здоровье, условно на 70% зависит от функциональной
подготовки, на 20% от силовой и на 10% от гибкости.
6. Красота фигуры – это состояние мышечной ткани / дряблость-упругость-объём /, не путать со
здоровьем, вывод – немощь не может быть красивой
7. Психологический износ наступает при натаскивании как в спорте, так и в учёбе.
8. Спортсмен – может это сделать, тренер – знает, как этому научить и что для этого нужно.
9. Спортивная шутка : врачи диагностировали перетренировку у футболиста.
10. Дети смотрят на тренера как на бога, постарайтесь не разочаровать их ни сейчас, ни потом и
остаться для них старшим товарищем и компетентным наставников.
4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ : ( 16 )
1. Сила тренера в его знаниях.
2. У каждого тренера свои критерии систематизации упражнений, вопрос они есть и какие ?
3. Чем отличается тренировка от натаскивания / развивающими вкраплениями /
При натаскивании используется только то, что заложили мама с папой.
4. Не знаешь основ функциональной подготовки – в подготовительный период тренируйся на песке,
как Бразильцы.
5. Основы функциональной подготовки :
- кол-во бензобаков в организме их автоматическое переключение без мёртвых зон при изменении
интенсивности или времени выполнения.
- тренируются на одном, соревнуются на другом – то есть выступают не подготовленными.
- низкий индивидуальный порог закисления, т.к. самая интенсивная нагрузка – сама игра, сам бой и.т.д.
Это возможно даже при высоком уровне тренированности, самая распространённая ошибка.
- индивидуальный порог закисления поднимается и скоростью и объёмом на необходимый для данного
вида спорта и разряда уровень.
- передача нервного сигнала- в синапсе хим. способом. Отсюда : время реакции, кол-во технич. брака
- второе дыхание : народное выражение / в футболе ещё открывается, в волейболе никогда /
- волейбол особняком, хотя наш нац. вид: скрытый травматизм, спрыгивание при неукреплённом
позвоночнике, до сих пор используют упражнения с резиной.
6. Основы силовой подготовки :
- 3 способа развития силы : или Максимальный Вес или Макс. Скорость или Макс. Кол-во повторений ;
с распределением по годам, с учётом возраста, разряда и по периоду в годовом цикле.
- По режиму работы : уступающий- преодолевающий- смешанный- изометрический- изокинетический в воде.
- По интенсивности : 1. Максимальная сила : прыжок, удар, бросок ; 2. Мощная сила : спринт, барьерный бег,
прыжковые серии, силовые серии с весом и без до 30 сек., бег вверх по лестнице 3. Силовая выносливость:
бег на средние и длинные дистанции с поясом, силовые серии от 30 сек и больше, скакалка и т.д.
- Виды силы, определение приоритетов силы для данного вида спорта :
1. Относительная сила / сила относительно веса : подтягивание, прыжок с места /
На ней базируются такие виды спорта как гимнастика, в л/атлетике - спринт, прыжки.
2. Абсолютная сила / приседание со штангой, метания /
На ней базируются такие виды спорта как штанга, борьба сумо в л/атлетике - метания.
- Контроль : На основе этого и правильный подбор контрольных нормативов / 6. 3. /
7. Принцип формирования двигательного навыка /Доп. информация/
8. Что такое удар в боксе, волейболе, футболе, метание копья – это передача энергии по кинематики цепи,
при синхронизация работы мышц. /то есть: сила переходит в скорость, при тяге резины : скорость в силу/
9. Что такое скорость - это движение центра тяжести спортсмена относительно дорожки, лыжни, шоссе и т.д.
Что такое скорость бега – это оптимальное соотношение длины и частоты беговых шагов.
/В условных единицах : длина шагав-5, умножить на частоту шагов-5=получим оптимальную скорость 25/
/Если соотношение длины и частоты изменится, например 7х3= то скорость будет уже 21 /
Как оптимизировать компьютер спортсмена – / Доп. информация /
10. Что такое скоростной барьер – это постоянная скорость выполнения двигательного навыка.
Как обойти его формирование: Постоянно расшатывать, изменяя вес, исходное положение, в гору с горы,
бег с шиной, с манжетами на руках, ногах, поясе и т.д.
11. Шкала интенсивности воздействия на организм /по вертик./ : Самые бесполезные упражнения : сгиб
пальца, двигать ушами – самое эффективное : Бег по лестнице. Пример - футбол нашпигован
упражнениями для старшей группы детского сада, то есть, сплошная работа для столовой.
Шкала объёма энерго-затрат /по гориз./ : от сгибания пальца, двигать ушами – до марафона
12. Коэффициенты общего объёма нагрузки на весь организм в зависимости от вида спорта и применяемых
упражнений : 0 – сгибание пальца, 1 – если только руки = мал. круг кровообращения,
2 – плавание (лёжа + изокинетический режим), 3 – бег, 5 – бег по песку.
13. Унифицировать двигательные навыки, например разбег в таких видах как : длина-копьё-шест-высота.
14. Развитие координации :1. Всё делать с 2х рук и ног ; 2. Кувырок вперед- назад- лев. боком- прав. боком и
после каждого бегун ускорение, метатель бросок, баскетболист, волейболист в кольцо, боксёр грушу и т.д.
15. График энергетического коромысла : должен соответствовать данному виду спорта и разряду :
Скорость-Скоростная выносливость-Выносливость = Сила- Мощность- Силовая выносливость./ Раздел 5 /
16. Золотое правило : / Последовательность скоростно-силовых упражнений внутри одного занятия
по Верхошанскому : можно начать со 2го, можно с 3го, или техника + 4й, главное не переставлять /
1. Короткие прыжки / с места, 3й, 5й / 2. Короткий спринт / 30-100м / 3. Длинный спринт /150-400м/
4. Длинные прыжки / Прыжковые серии различной наполняемости / 50-100м /
По мере роста теоретических знаний тренеру приходится периодически пересматривать рабочие планы.
Из опыта : После очередной корректировки, составил план, обсчитал его, получил снижение нагрузки
по объёму, но более жёсткую по интенсивности, спортсменам не сказал – постоянно интересовался их
ощущениями. Их оценка– стали меньше тренироваться. Выполнила норматив М.С. в женском многоборье !
5. ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕНИЕ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СПЕЦИФИКИ НАГРУЗКИ : ( 3 )
Если образно, то человеческий организм работает на трёх бензинах, в зависимости от усилия, интенсивности
и длительности работы : за счёт белков, жиров, углеводов. То есть каждому человеку, от рождения, даётся
три бензобака по 5 литров, под воздействием тренировки каждый из них можно увеличить условно до 100
литров. С учётом специфики тренировки, получаем, Спринт : 100л.-60л.-20л. Марафон : 20л-60л.-100л.
/ Наглядно видны различия в графиках энергетического коромысла для данных видов спорта /
Тайсон :100л.-100л.-60л. Барселона : 100л.-100л.-60л.; отсюда % владение мячом и групповой отбор.
Л/атлетика : такие виды как многоборья, 400м, 400с/б, 800м – должны иметь : 100л.-100л.-90л.
1. Тренировка за счёт белков /силовые упражнения, спринт, прыжки/: Увеличивает мышечную массу,
переплавляет жир в мышцы, укрепляет стенки сосудов, но при том же систолическом объёме сердца;
увеличивает потолок давления и пульса, не увеличивая капиллярную сеть, характерен высокий пульс даже
в покое. У качков – сердце отдыхает только во сне т.к. осталось прежним, а масса увеличилась, то есть
работает с перегрузом. Из игровых видов сюда подходят : волейбол- бадминтон- настольный теннис.
Новичка, тренировка в этом режиме ждёт – боль в мышцах.
2. Тренировка за счёт жиров, которые горят в топке углеводов /функциональная мощность/ : универсально
для здоровья, в основном это беговые упражнения в переменном режиме можно на дорожке, для начала
ускорение 50м – ходьба 50м, по самочувствию увеличивать дистанцию, также бег вверх по лестнице в
подъезде-вниз шагом, выпрыгивание с гирей 8-10 подходов по 20 раз и больше, для подготовленных,
ускорения по песку, снегу. Увеличивает систолический объем сердца, запускает процесс прорастания
капиллярной сетью, повышает индивидуальный порог закисления, пульс в покое падает, синхронизирует
работу всех функций организма. Рекомендуемый пульс 160-200 уд.м. / пульс 180 уд.м.- когда разговор
прерывается дыханием, 2 раза в неделю, устойчивый эффект через 3 месяца. Из игровых видов сюда
подходят : Футбол – Хоккей – Пляжный волейбол – Баскетбол – Большой теннис.
Новичка, тренировка в этом режиме ждёт – болевой печёночный синдром, кол в груди, второе дыхание
3. Тренировка за счёт углеводов / выносливость / : кросс- лыжи- вело- плавание, виды перечислены по мере
снижения тренировочного воздействия на организм, но если вы бывший пловец, то вы сможете
нагрузиться и плавая. Минусы- не всем подходит психологически, требует много времени, условия -
парк, лес, пляж, бассейн. Увеличивает систолический объем сердца, запускает процесс прорастания
капиллярной сетью, незначительно повышает индивидуальный порог закисления, пульс в покое падает,
синхронизирует работу всех функций организма. Рекомендуемый пульс до 120-160 уд.м.
Время тренировки от 15 мин. для новичков ; до 1,5 часов для подготовленных. Сюда относится : лыжи,
плавание, велосипед, бег, ходьба с палками. Из игровых видов: Бильярд- 2/3часа топтания вокруг стола.
Новичка, тренировка в этом режиме ждёт – болевой печёночный синдром, возможна боль в спине,
в коленных и тазобедренных суставах, особенно при беге по асфальту.
6. СПОСОБЫ КОНТРОЛЯ – ТЕСТИРОВАНИЕ : ( 5 )
1. Контрольные нормативы – это стержень, каков стержень, такова и методика тренировки. Их отсутствие
подтверждает бессистемность и лишает возможность оперативного контроля.
2. Отсутствие средств оперативного тренерского контроля - Тренировка вслепую.
/ пульс=рулетка см.+метры=секундомер время=беговой объём км.=прыжковый объём кол-во и т.д./
3. Личный дневник спортсмена с универсальными тестами для скоростно-силовых видов спорта, плюс три
индивидуальных коэффициента /Доп. информация/ Предусматривается обязательный системный приём
контрольных нормативов 3 - 6 раза в год. Особенно рекомендуется в игровых видах спорта, единоборствах,
где победитель определяется по занятому месту, а не по результату как в л/атлетике.
4. Отталкиваясь от вчерашнего /самочувствия или результата в игровых видах и т.д./ невозможно точно
определить, где вы находитесь в данный момент по абсолютной шкале / роль контрольных нормативов /
5. Если нюансы движения нельзя разглядеть – их можно услышать
7. РАЗРАБОТКА КОНКРЕТНЫХ РЕКОМЕНДАЦИЙ : ( 8 )
1. Используемая тренировочная база и набор средств
2. Планирование : Тренировочный план, на такой-то период, в годовом цикле.
- Плюс : Фактически выполненный план /травма-погода-смена места занятий/ по каждой тренировке.
Где персонально по каждому спортсмену : в беговых дисциплинах / дистанция- время- пульс /
В прыжках, метаниях = результат- кол-во прыжков, бросков и т.д. + контрольные нормативы.
- Только такой подход, позволить проанализировать проделанную работу / сделать правильный вывод /
и будет способствовать росту тренерского мастерства.
3. Не засорять компьютер спортсмена, навыками из несовместимых видов спорта
/ трение качения : вело-коньки-лыжи ; плавание – изокинический режим /
4. Анализ упражнения для данного вида со знаком + и – / – убрать /
5. Их место в тренировочном занятии /короткие прыжки-короткий бег-длинный бег-длинные прыжки/
в годичном и недельном цикле /преодолевающий-уступающий-смешанный изометрический режимы.
6. Учитывать хвост, как различных видов нагрузки, так и средств восстановления.
/ уступающий – 2/3 недели, преодолевающий – 1/2 недели, русская баня – 1/2 недели /
7. Общая рекомендация : по асфальту не бегать и на нём не играть.
8. В основе плана : Энергетическое коромысло для данного вида спорта.
P.S. : За каждым пунктом этой статьи, стоит определённый блок упражнений, поэтому начинающему
тренеру необходимо вначале их наработать, затем убедиться в их эффективности, определить их
место во всех периодах и циклах подготовки. То есть это процесс бесконечный и творческий.
Всего комментариев: 1
Оставить комментарий